среда, 4 июня 2014 г.


Зримая красота слова

Выставка в читальном зале отдела изоизданий РГБ


На выставке представлены основные виды русского каллиграфического письма XIV-XIX вв. в прикладной печатной графике прошлого и в современных интерпретациях. Оригинальные работы созданы студентами курсов «Шрифт и каллиграфия» Московского государственного университета дизайна и технологии (МГУДТ) и Института бизнеса и дизайна под руководством Екатерины Михайловны Бариновой, члена Союза художников, доцента МГУДТ и преподавателя Института бизнеса и дизайна. Посетители выставки смогут увидеть 

самые разные творческие задания: тексты, пословицы и стихи (исполненные такими шрифтами как устав, полуустав, скоропись, вязь), портрет буквы, образцы монограмм и тайнописи. Отрадно отметить, что, рассматривая каллиграфические работы талантливых учеников, мы видим первозданную азбуку, созданную Кириллом и Мефодием, со всем богатством букв, в филологическом и графическом воплощении.

Проведение выставки в 2014 году глубоко символично, так как в нынешнем году отмечаются несколько памятных дат в истории русской письменности. В 1564 г. была завершена работа над созданием «Апостола» Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца, оказавшего огромное влияние на письменную и графическую культуру. «Апостол» - первая точно датированная русская печатная книга, ставшая образцом для многих поколений каллиграфов и печатников. В этой книге оказался увековечен и сохранен для потомков московский полуустав в высшей точке своего расцвета.

320 лет исполняется с момента выхода в свет знаменитого «Букваря» Кариона Истомина, гравированного Леонтием Буниным. Это издание Петровской эпохи открыло череду печатных иллюстрированных учебных пособий по письму, ориентированных на широкую аудиторию. Благодаря резцу Л. Бунина, виртуозная древнерусская скоропись входит в гравированную книгу, и открывает потомкам красоту этого шрифта. Художники последующих эпох также работали над составлением азбук, прежде всего ориентируясь на детскую аудиторию. Например, большой интерес для художников и каллиграфов представляет азбука, созданная Е.М. Бём, талантливой художницей рубежа XIX-XX вв., представленная на выставке комплектом открыток.


Начало ХХ века – время расцвета русского стиля во всех направлениях изобразительного искусства. Отечественные художники плодотворно использовали элементы древнерусских шрифтов в своих работах, особенно в прикладной графике. Многим хорошо известны, ставшие своеобразной классикой печатной графики, коронационные и юбилейные меню, программы и приглашения, оформленные такими выдающимися мастерами как А. Бенуа, Б. Зворыкин, И. Билибин и др. На выставке  представлены дореволюционные художественные открытки и приглашение на открытие отделения Государственного банка, демонстрирующие искусно выполненные мотивы вязи и скорописи.

Среди современных открыток выделяется серия «О книге», выполненная преподавателями Центра каллиграфии « От Аза до Ижицы», которые на протяжении целого ряда лет ведут большую работу по популяризации искусства русской каллиграфии и возрождения рукописных традиций в Санкт-Петербурге. Авторы показали виртуозное владение всеми древнерусскими шрифтами, используя при этом смелые композиционные решения.

Открытие выставки произошло 24 мая и было приурочено ко Дню славянской письменности и культуры и дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла. Оригинальные работы и тиражные изоиздания позволяют соприкоснуться с традициями русского письма, вдохновиться на собственное творчество и убедиться в «живоносности» этого прекрасного изобразительного источника.

Фотографии с выставке см. ниже

Комментариев нет:

Отправить комментарий